«Кулик своё хвалит» или туризм в Татарстане

Небольшая республика в Среднем Поволжье не то чтобы не известна за рубежом… Иностранцы часто путают её с Казахстаном (видимо, из-за созвучий в названиях). На это татарстанцы искренне возмущаются и …заявляют о Татарстане как древнем перекрестке культур и цивилизаций, о Казани как тысячелетнем городе, о множестве архитектурных и археологических памятников, достойных внимания мировой общественности и даже зачисления в список Всемирного наследия Юнеско.

Здесь читателю наверняка вспомнится присутствующая в названии статьи поговорка. В данном случае цель у «кулика» одна – заманить туриста в своё (дальше понятно). Но так ли не права эта птица, как может показаться с высоты московского полета? И вообще – каковы потенциальные возможности этой республики в деле развития туризма?

Начнем с советской эпохи, и как можно быстрее закончим. Рассказывать почти нечего – по Волге в «плавучую погоду» мимо Казани транзитом шли пароходы и теплоходы и гид скучным голосом рассказывал об архитектурном ансамбле Казанского Кремля, который возник после взятия города в 1552 г. войсками Ивана Грозного, мог упомянуть о «падающей» башне Сююмбеки, названной в честь якобы бросившейся с неё татарской царицы, не пожелавшей стать женой Грозного… Вот практически и все. Пароход проплывал далее по Волге куда-нибудь в район Нижнего Новгорода, а там – свой Кремль, да ещё и Минин с Пожарским (те самые, которые на Красной площади). Самому Татарстану (тогда – Татарской Автономной Советской Социалистической Республике) туристы были также параллельны как течение Волги относительно Казани – никаких отчислений Республика не получала, всё уходило в Центр (для молодых читателей – в советское время за МКАДом так почтительно именовали Москву).

Ситуация изменилась с начала 1990-х. В то смутное время по России прокатился «парад суверенитетов». Татарстан вдруг оказался суверенным и доходы с туризма стали поступать в местный бюджет. У местных чиновников моментально проснулся интерес к памятникам древности. Исторические открытия оказались такими серьезными, что не «делиться» ими с туристами стало просто невозможно. Первым качественным рывком в развитии этого дела стало празднование тысячелетия Казани в 2005 г. Правда, в 1977 г. тот же город пытался отпраздновать свое 800-летие, но грозный Центр (напоминаю, Москва) тогда не позволил этого сделать.

В начале XXI в. политическая обстановка изменилась, и постаревший за 28 лет на 200 лет город оказался в эпицентре грандиозных празднеств. О масштабе события говорили пользующиеся популярностью майки с надписями «Я пережил миллениум». В юбилейный 2005 год Казань посетило несколько миллионов туристов. В последующие годы Татарстан стабильно посещало несколько сотен тысяч гостей в год. Главной их целью была Казань, и здесь интерес падал не только на Казанский Кремль, но и на сохранившиеся ещё с XIX в. улочки с деревянными домами, Старо-Татарскую слободу с неповторимым восточным колоритом, и пешеходную улицу Баумана – местный Арбат.

В скором времени «почин» Казани подхватила Елабуга – небольшой городок на берегу Камы. В его пределах сохранились развалины тысячелетней каменной крепости. Как утверждают краеведы, здесь проходила северная граница Волжской Булгарии – средневекового государства, в котором жили предки казанских татар. Это место якобы окутано легендами и всякими мистическими историями, о чем не упускают возможность рассказать экскурсоводы. Мистика мистикой, но Елабуга через два года после Казани (не хронологическое, но бюрократическое старшинство нужно уважать) также отпраздновала своё тысячелетие, что опять-таки стало стимулом для притока туристов.

На этом татарстанские власти, похоже, останавливаться не собирались. В2010 г. в отставку ушел до этого 20 лет бессменный Президент Татарстана М. Шаймиев. Спокойная пенсия оказалась не для него, и сразу же после отставки Минтимер Шарипович взялся за развитие новых «потенциально туристических» объектов – Болгара и Свияжска. Был создан фонд «Возрождение» и «бабай» (с татарского «дед» — так уважительно и неофициально называют Шаймиева в Татарстане) обратился к жителям Республики и всем неравнодушным – «от души и для души». На более доступном языке эта фраза звучала так – «кто сколько может». О простых бюджетниках я не говорю, но директора предприятий и крупные бизнесмены, в купе с федеральным бюджетом, смогли немало – на счета фонда поступили сотни миллионов рублей и дело «заспорилось».

Начнем с Болгара. Это небольшой городок на берегу Волги. Рядом с ним располагаются развалины домов, мавзолеев, минаретов древнего Болгара – видимо, одной из столиц уже упоминаемой Волжской Булгарии. Архитектурные остатки были объявлены святынями татарского ислама, в мае каждого года рядом с ними устраивается религиозный праздник, который стал центром притяжения туристов. Для последних на берегу Волги построена пристань, музей хлеба, музей болгарской цивилизации, гостиничный комплекс и ряд других объектов. Летом 2014 г. Болгар был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что сопровождалось празднествами как в самом Болгаре, так и в Казани.

Всем рекомендую взять обзорную экскурсию на туристическом автобусе по Казани от tokzn. Тогда основные достопримечательности успеете охватить за короткое время.

Другой жемчужиной туризма Татарстана становится Свияжск. Крепость была построена по приказу Ивана Грозного перед штурмом Казани. Однако после тех исторических событий «град» Свияжск постепенно превратился в образчик российской провинции. В советское время здесь соседствовали психиатрическая лечебница и мужской монастырь. В период половодья добраться туда можно было только на лодке. В 1990-е и 2000-е это был более чем депрессивный район. Все изменилось с 2010 г. По инициативе Шаймиева к острову была построена дорога, началась реставрация церквей и монастырей, как и в Болгаре, для туристов соорудили пристань. Появились сувенирные лавки и «средневековая» деревянная крепость со своими «крестьянами», «кузнецами» и «дружинниками»… В общем, Свияжск начали посещать сначала десятки, а затем сотни тысяч человек в год.

Теперь позволю вернуть читателя к началу статьи, к тем вопросам, которые были там поставлены. «Татарстанский кулик» своё (дальше понятно) хвалит не без оснований, посмотреть в Республике есть на что, и это «что» неплохо упаковано. А насчет потенциала развития? Недавно в Татарстане стали продвигать проект «этнографических деревень»… Так что «рхим итегез!» (в переводе с татарского — «добро пожаловать!»).

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Оставить комментарий

:good: 
:wacko: 
:yahoo: 
:mail: 
:неуверенный: 
:heart: 
:rose: 
больше...